Учимся жить на войне
Количество людей, пострадавших от терактов последних дней, гораздо больше, чем официальное число погибших и раненых. Многие, будучи лишь свидетелями, испытали серьезный психологический шок.

О том, как помочь этим людям, рассказывает психотерапевт Лада Кашкова из агентства "Консультации на Сивцевом вражке".

- Что нужно делать родственникам и знакомым человека, ставшего свидетелем теракта?

- В первую очередь нужно дать человеку выговорится. Не нужно его останавливать, даже если он снова и снова рассказывает свою историю по очереди всем членам семьи и знакомым.

Во время рассказа поощряйте выражение чувств. Можно задавать вопросы: "Тебе было страшно? Ты растерялся?" и т.п.

Если женщина или ребенок начинают плакать - не останавливайте их, дайте выплакаться. При этом лучше обнять человека, дать ему физически почувствовать, что рядом с ним - близкие люди.

У человека, пережившего шок, часто случаются проблемы с дыханием: он говорит и плачет, как бы захлебываясь. Следите за его дыханием, и если видите, что он задыхается - прямо говорите "Дыши, дыши!".

Мужчины в таких случаях часто выражают свою реакцию в виде гнева. Дайте человеку выплеснуть этот гнев, поощряйте его вопросами "Ты их ненавидишь?" и т.п. Пусть человек жестикулирует, топает, он может даже побить кулаками подушку - это полезно.

- А что нельзя делать с человеком, пережившим такой шок?

- Нельзя оставлять его одного, позволять ему долго молчать, замыкаться в себе. Не нужно говорить: "Успокойся, замолчи, перестань плакать!". Даже если человек сразу же говорит "У меня все хорошо", это неправильно: невыраженная проблема просто уходит вглубь и потом проявится снова.

Не надо пытаться быстро переключить внимание пострадавшего на что-то другое. Человек должен отдавать себе отчет в том, что с ним действительно что-то случилось, должен выразить свою реакцию.

- Не секрет, что подобные происшествия влияют не только на непосредственных участников и свидетелей, но и - благодаря СМИ - на все остальное население. Что вы думаете по этому поводу?

- Очевидно, увеличится количество фобий.

- Выходит, те, кто планируют теракты, неплохо разбираются в человеческой психологии?

- Конечно. Это и было главной целью - создание паники.

- Однако многие люди после таких происшествий начинают вести себя "назло" всеобщей истерии: например, демонстративно отправляются веселиться. Хорошо ли это?

- В первый день так делать конечно же не стоит. Иначе проблема не исчезнет, она просто уйдет внутрь и там останется. Если человек уже знает о происшествии - это реальность, ее надо признавать, на нее надо реагировать.

- Но если такие вещи происходят постоянно, может ли так случиться, что в конце концов люди действительно перестанут реагировать? Есть же, например, Израиль, где многие уже привыкли жить "в состоянии войны".

- В любом случае, для психики легче не будет. Будут, конечно, люди, которые осознают и примут такую реальность, но у многих от этого психика просто развалится.

- Что же делать, если нам светит такое будущее?

- Нужно обучать людей, как себя вести в подобных ситуациях. Известно же, что на войне первыми погибают новички, а если человека хотя бы месяц обучали - у него значительно больше шансов выжить. Так что если бы государство занялось таким обучением граждан, переносить подобные происшествия многим было бы легче. Но пока что у нас даже после терактов очень редко подключают психологов для работы с пострадавшими и с населением. А ведь в этой сфере накоплен огромный опыт, который можно использовать.

Источник: Eva.ru