Понравилась мне эта статейка...правда не помню где я ее нашел :(

На протяжении всей человеческой истории легенды и притчи играли важную обучающую роль на всех уровнях, от сакрального до обыденного. Это

происходило потому, что

• истории учили нас посредством своей мудрости и простоты.
• Истории помогают формированию систематичного мышления и систематичной жизни.
• Они также сопровождают процесс решения проблемы, помогают нам достичь изменений и формулировать наши мечты.
• Истории служат в качестве моделей, которые закрывают собой промежуток между опытом человеческого бытия и теориями, которые человек может создать, чтобы объяснить этот опыт.

Этот мыслительный процесс обращается к иному типу мышления, которое позволяет закрыть промежуток между индуктивным и дедуктивным способами мышления. Истории предлагают нам структуру, которая помогает перейти к переживанию жизни и нашего опыта.

Каждая история отражает некоторую систему, карту мира и, как любая карта, она завершена внутри себя, но в то же время является неполной, потому что отражает только одну из возможных перспектив. Истории используются как способ увидеть и понять наш мир в новом свете, с новой точки зрения. Изменяя слушателей через осознание ограниченности их карты, психолог делает возможным достижение инсайта.

Истории могут быть использованы, чтобы

подтвердить,
изменить
или расшатать чью-либо
• позицию,
• идею,
• верование,
• видение,
• поведение,
• навык,
• привычку
• или цель.

Истории могут быть использованы в таких контекстах, как

• обучение,
• бизнес,
• коммуникация,
• презентация,
• здоровье,
• самосовершенствование,
• взаимоотношения,
• искусство,
• спорт,
• личностное развитие и терапия и,
• конечно, просто для удовольствия.

Истории являются отличным средством представления опыта в неожиданном или непривычном свете, в новой перспективе. Это не просто поэтический или риторический прием, это мощное средство изменения опыта человека и его системы восприятия.

Идет переоценка привычного понимания изначального понятия. Способность думать о собственных мыслях позволяет занять метапозицию, а значит, рассмотреть оригинальную ситуацию «сверху», в перспективе, более ясно и мудро.
Одной из особенностей метафоры, которая делает ее столь мощным средством воздействия, является способность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия, требующие дополнительных разъяснений, в более простые и конкретные формы. Метафора позволяет выйти за пределы абстрактных материй и перевести мысль в чувственную, непосредственно переживаемую форму.

Сила историй

Каждая история создает собственный мир. В каждой истории сочетается внутренняя логика, сопровождающаяся внешним выражением посредством слов (левое полушарие) вместе с аспектами творчества, связями и образами, которые выражаются посредством интонаций и эмоций (правое полушарие).

       внешнее выражение + образы

                                  слова + интонации, эмоции

             левое полушарие + правое полушарие

Таким образом, оба полушария мозга стимулируются. Эти факты влияют на наше понимание следующего: привлекательности историй, их пригодности для людей разного возраста, разной культуры и информационных стилей общения.
На более глубоком уровне истории являются архетипами. Истории, метафоры и мифы передают историю, культуру, ценности и обычаи людей. Они являются своеобразным социальным клеем, который используется для введения, инструктирования и изменения слушателя. А поскольку они задевают самые глубокие аспекты общественного опыта, они действуют на сознательном и бессознательном уровне, отправляя свои «сообщения» как прямо, так и косвенно, незаметно для адресата. Истории связаны с бессознательным, поскольку тревожат нас и бросают вызов комфортному представлению о себе или собственной идентичности, нашему программированному поведению или привычной карте мира. Или, наоборот, укрепляют их.

Использование историй

Истории столь привлекательны, потому что находят свой путь к клиенту самыми разнообразными и иногда непредсказуемыми путями. Потому что они связывают различные уровни и сами предлагают разнообразные способы применения историй.


Перечислим некоторые способы применения историй:

1. Просто для удовольствия.
2. Для изменения состояния, настроения или уровня энергии человека или группы людей.
3. Для переформулирования проблемы.
4. Чтобы увидеть поведение или позицию в новой перспективе.
5. Для разрушения ограниченного взгляда на мир.
6. Для изменения неприемлемого поведения.
7. Чтобы предложить разумную и полезную модель поведения или восприятия.
8. Чтобы ненавязчиво преподнести некоторую точку зрения.
9. Чтобы продемонстрировать, что проблема не уникальна и не нова.
10. Чтобы развить креативность.
11. Как введение, очерчивающее ключевые моменты или мысли, которые будут развернуты позднее.
12. Как итог или обзор уже преподнесенной информации.
13. Чтобы развить навыки самопрезентации и публичного выступления.
14. Чтобы почувствовать недостаток чего-либо.
15. Чтобы разогреть групповой аппетит.
16. Чтобы вызвать интерес.
17. Чтобы сформировать яркие ассоциации в сознании слушателя.
18. Чтобы познакомить их с мудростью иной культуры.
19. Чтобы ввести аудиторию в состояние легкого транса или сна.
20. Чтобы возбудить активность правого полушария.
21. Чтобы перевести активность с уровня бета-волн (сознательные процессы) к альфа-волнам (легкий транс или состояние сна). Альфа-режим в большей степени подходит для введения информации на более глубоком, подсознательном уровне и для интеграции и закрепления уже предъявленного материала.
22. Чтобы продемонстрировать, насколько своеобразно каждая личность интерпретирует информацию и как это соответствует ее собственной карте мира и жизненному опыту.
23. Чтобы установить связь между прошлым, настоящим и будущим.
24. Чтобы сделать информацию более содержательной и запоминающейся.
25. Чтобы создать игру.

Искусство рассказывания историй

Для развития этого искусства нужна практика и внимание к обратной связи, которую вы получаете.
Существует 4 типа обратной связи.

Первый – это смотреть и слушать рассказчика, которого вы признаете как мастера в этой области. Спросите себя: «Что такого он сделал, что произвело на меня столь большое впечатление? Как он добился этого?». Если вы сможете обнаружить, что он сделал, вы сможете моделировать его поведение. Если это работает у него, это вполне может сработать и у вас. Это обратная связь, которую вы даете себе.

Второй тип обратной связи дают вам другие, когда вы рассказываете истории. Для этого вам нужно установить зрительный контакт и держать все ваши чувства открытыми, чтобы отмечать все те реакции, которые вы получаете по ходу рассказывания историй. Соответствовала ли реакция аудитории той, которую вы ожидали на этом этапе?
Обратная связь в этом случае будет главным образом невербальной. Можно заметить разнообразные мыслительные и эмоциональные процессы. Чем внимательнее вы наблюдаете за аудиторией, тем больше информации о достигнутом результате вы получаете.

Третий тип обратной связи – это обратная связь, которую вы даете самостоятельно после того, как рассказали историю.
• Что пошло не по плану?
• Что я мог сделать вместо этого?
• Какой вариант был бы наиболее удачным?
• Какими ресурсами я обладал, но не воспользовался?
• Что изменило бы использование этого ресурса? (Например, было ли мое дыхание глубоким?)
• Насколько успешно я структурировал свою историю? Мог ли я сделать это лучше?
• Правильное ли время я выбрал для своего рассказа?
• Что я сделал, чтобы достичь такого успеха? (В случае, если все прошло великолепно).
• Можно ли было сделать ситуацию еще более эффективной?

Четвертый тип обратной связи – это реакция окружающих (о которой вы просите или естественная), которая высказывается после того, как история прозвучала.

Бывает трудно принять тот факт, что такая обратная связь полезна.

С любой точки зрения она не является истинной, потому что
один человек оценивает вас со своей точки зрения,
в собственной перспективе под влиянием момента.

Вы можете:
• обратить на нее внимание
• интегрировать ее в свою историю
• поразмышлять над ней
• или отвергнуть

Это информация, которую вы всегда можете принять или отвергнуть 

Может быть очень полезным пригласить кого-нибудь, кто специально оценил бы ваше «выступление», присутствуя во время вашего рассказа и дав потом обратную связь. Если вы сделаете это, то лучше попросить его дать специфическую обратную связь – на основании одного или двух элементов:

• Был ли установлен зрительный контакт с аудиторией?
• Был ли голос достаточно громок?
• В достаточной ли степени я выдерживал общий тон и эмоциональный настрой истории?
• Хорошо ли использовал тишину и паузы?
• Насколько мои телесные проявления поддерживали те или иные моменты истории?

В противном случае на наблюдателя обрушится огромный поток информации, которую нужно будет оценить, и тогда выводы будут слишком общими и малополезными.

Прежде чем рассказать историю впервые,
повторите ее пару раз, опираясь на составленный скелет истории.

Прежде чем рассказать ее публично,
переберите в голове ключевые моменты истории.

А также

• Обеспечьте себе время, чтобы привести себя в соответствующее расположение.
• Введите себя в то состояние, которым, как вам кажется, должна открыться эта история.
• Успокойте дыхание, сделайте его равномерным, опустите его в область живота, пока вы не почувствуете, как вас охватывает расслабление и ваши плечи и грудная клетка расслабляются. Вы сможете достичь лучшего голосового и эмоционального настроя, если будете правильно дышать. Это также успокоит вас и придаст чувство уверенности и контроля над ситуацией.
• Отмечайте переходы от активных моментов истории к моментам тишины
• уделяйте время установлению зрительного контакта.
• Рассказывать историю всегда более предпочтительно, чем читать ее. Эффективный рассказчик вдыхает жизнь в историю через собственную идентификацию с ней. Умение хорошо читать историю – это более сложный навык, поскольку он предполагает, что вы интерпретируете чью-то историю, нежели даете собственную версию оригинала.

Создание скелета истории как способ сделать историю своей

Думается, что для прочного закрепления истории в вашей памяти эмоциональных и интеллектуальных процессов, которые были использованы вами в процессе отбора слов и фраз для построения скелета, будет достаточно.

Не стремитесь максимально наполнить скелет информацией. Когда вы будете рассказывать историю первые несколько раз, вы можете иметь этот скелет перед глазами, записав его на небольшой карточке и положив ее перед собой.

Если вы имеете в своем распоряжении только скелет истории, вы должны довериться себе, чтобы найти подходящие слова и идеи, которые будут новыми каждый раз, как вы будете рассказывать историю. Она будет рассказана вашими собственными словами. Это позволит вам наполнить историю жизнью. Вы будете находить слова, и это будет успокаивать вас и внушать уверенность. Вы будете делать естественные паузы, чтобы собраться с мыслями, и у вас появится время, чтобы связать реальность и эмоциональный мир вашей истории с визуальными, аудиальными и эмоциональными процессами – вашими и аудитории.

Не торопитесь. Вы должны говорить медленнее чем при обычной речи, и для некоторых из вас это может показаться некомфортным.
Причина:
рассказывая истории, мы пытаемся нарисовать перед внутренним взором слушателей некоторые картины, стремится, чтобы они услышали голоса наших героев, чтобы они связали историю с собственным эмоциональным состоянием и оно изменялось бы с течением истории. А для всего этого требуется время. Это время вы предоставляете своим слушателям посредством тишины, пауз, которые позволяют им воспринять то, что было сказано, и связать это с собственным опытом, решить, что они чувствуют по этому поводу сейчас, и принять будущее, то, что случится потом. И таким образом вы установите более глубокую связь между собой, рассказчиком, и ими, слушателями.

Выбирайте истории, которые оказались значимыми для вас, в которых вы соприкоснулись с реальностью истории и установили эмоциональный контакт с ней. Это естественным образом выразится в тоне вашего голоса, в силе ваших слов, которые будут пропитывать каждый поворот сюжета. Вы будете рассказывать историю так, как вы ее переживаете.

Обратите внимание на то, в какое состояние вы хотите ввести аудиторию:

должна ли эта история
• вдохновить их
• или же успокоить,
• заинтересовать их
• или бросить им вызов
• Или необходимо все вышеперечисленное, но на разных этапах истории?

Какую цель преследует эта история на
• индивидуальном
• социальном
• культурном
• образовательном
• политическом уровнях?

Когда вы будете четко знать цель, вы с большей вероятностью достигнете желаемого успеха.

Ищите истории
• в газетах
• книгах
• телевидении
• радио
• фильмах
• в анекдотах
• в курьезных случаях из вашей собственной жизни

Экспериментируйте с пересказом одной и той же истории разными способами и с изменением истории с целью достижения некоторого результата или получения конкретной реакции.

Всегда держите в уме, что ваша эффективность как рассказчика зависит от нескольких ключевых факторов.

1. От рамки, в которую вы помещаете свою историю.
2. От умения воздержаться от высказывания собственной интерпретации, чтобы слушатели могли выработать собственные.
3. От вашей вовлеченности в процесс.
4. Значение любой истории зависит от того контекста, в котором вы ее рассказываете, от того, кто вы и кто ваши слушатели.

Некоторые способы использования историй

Полезность, важность историй, а также то, что они иногда могут являться основой построения коммуникации объясняется тем, что

• они могут демонстрировать уместность определенных действий или
• позволяют думать о вещах иным способом
• могут построить особые отношения между рассказчиком и слушателями
• изменить настроение и энергетику аудитории

Но как быть уверенным в том, как и где можно применять истории и метафоры? Как понять, что самое время предложить историю вниманию конкретного человека или группы? При каких обстоятельствах они будут работать лучше и какую историю я должен использовать?

иначе говоря

Где, когда и как применять метафоры для активизации процессов

утверждения
изменения
трансформации???

Истории сами по себе неоднозначны.
Неоднозначность – сердце языка. Кроме того, язык представляет и называет нечто, что не является самими вещами.

Установление рамок

Как понять, какие истории, где и когда использовать?

Истории в начале любой работы с группой. Зачем они?

1. Это дразнит и привлекает участников. Каждая коммуникация нуждается в своеобразном введении и изложении ее целей, что мотивирует слушателей и привлекает их внимание.
2. Человеческих мозг с меньшей вероятностью будет сопротивляться тому, о чем он уже что-то слышал или переживал, неважно, насколько непродолжительно или поверхностно это было.
3. Начиная работу с истории, ты поступаешь нестандартно и неожиданно. Это привлекает внимание, изменяет эмоциональное состояние участников. Некоторые будут заинтересованы, заинтригованы и удивлены. Других это будет или даже фрустрировать. Неважно! Вы завладели их вниманием и переориентировали их мысли с посторонних вещей на ту тему, по поводу которой вы вступаете с ними во взаимодействие.


Одна из замечательнейших особенностей метафоры заключается в том, что она фокусируется не на проблеме, а на решении проблемы.

Рассказчик должен:
привлечь внимание аудитории
построить с аудиторией тот тип взаимоотношений, который соответствует вашей конечной цели
организовать процесс коммуникации так, чтобы он резонировал с миром аудитории, ее реальностью, ее способом бытия