Тема одаренности и ее развития в последнее время стала очень популярна как среди психологов и педагогов, так и среди родителей. Однако, увы, для многих на вопросе развития способностей она и заканчивается. А тем временем, явление одаренности имеет и обратную сторону, знание которой поможет избежать многих ошибок и недопонимания в отнюдь не легком деле воспитания одаренных детей. Раскрытию именно этой темной стороны одаренности посвящена данная статья.

Феномен Энштейна или подводные камни одаренности

Итак, если ваш малыш рано начал говорить и ходить; в то время как его сверстники сидя на коленях у мамы слушали сказку о колобке, он уже самостоятельно прочитал «красную шапочку» и выучил наизусть «муху-цокотуху», а в первом классе демонстрировал на радость учительнице и на удивление сверстникам свои познания в умножении трехзначных чисел, вы можете не сомневаться в том, что у вас растет маленький гений. Однако только ли радость и гордость за свое одаренное чадо ждет вас впереди?

Увы, одаренный ребенок – это не только дар судьбы, но и нелегкое испытание вашего родительского долготерпения и мудрости. И не менее трудное испытание для вашего юного гения.

Прежде всего, следует помнить, что возможность реализации и полноценного раскрытия таланта ребенка зависит от двух факторов – способностей и мотивации. Иными словами, важно не только «могу», но и «хочу» вашего малыша. Зачастую отсутствие желания трудиться и развиваться даже при наличии очень высоких способностей приводит к постепенному угасанию таланта. К этому же итогу может привести несовпадение условий среды, в которой воспитывается/учится ребенок и его потенциальных возможностей. Зачастую одаренные дети, учащиеся в обычных школах среди «обычных» детей не имеют возможности выразить свои способности в полной мере и им становится просто скучно заниматься. Иногда они даже полностью теряют интерес к области, к которой одарены. Нам хорошо известен пример знаменитого гения Альберта Энштейна, который в школе успевал по физике на тройку.

Центральной проблемой, которую необходимо учитывать при воспитании одаренного ребенка является так называемая «асинхрония развития», особо выделяемая всеми психологами, когда-либо занимавшимися темой одаренности. Суть проблемы заключается в том, что очень важные сферы личности ребенка, такие, как сфера эмоций и чувств, сфера общения (особенно со сверстниками) и многие другие, просто не поспевают в своем развитии за талантом ребенка. Т.е. к примеру юный одаренный математик в своей области по развитию может равняться среднестатистическому студенту математического факультета или даже превосходить его, а в области эмоционального развития оставаться на уровне трехлетнего малыша – проявляя совсем детский эгоизм, не умея построить отношения с одноклассниками, а в подростковом возрасте не проявляя ни малейшего интереса к противоположному полу. Возвращаясь к биографии вышеупомянутого А.Энштейна, мы обнаруживаем подтверждение и этому – гениальный физик также испытывал трудности в общении.

Таким образом, проблема одаренных детей не в том, что они талантливы, а в том, что они не являются столь же развитыми эмоционально, как интеллектуально, терпеливыми, уверенными в себе и так далее.

Более того, случается так, что эти негативные сопровождающие одаренности проявляются раньше, чем сам талант. Разберем это на конкретном примере, который упоминался в самом начале статьи.

Случай из практики

Молодая, энергичная и при этом эмоционально уравновешенная мама привела на прием с очаровательной общительной и на первый взгляд послушной четырехлетней дочкой. Как уже говорилось ранее, мама выразила обеспокоенность по поводу чрезмерно долгого привыкания дочери к детскому садику. Помимо простых капризов это выражалось во внезапных просыпаниях среди ночи и плачем по поводу предстоящего дня в саду, частыми болезнями. Друзей за два года в садике дочка так и не завела, стремилась общаться с воспитателями, единственная подружка во дворе была старше нее на 4 года. Дочка недолюбливала совместные подвижные детские игры, предпочитая посидеть порисовать или полистать книжки.

На вопрос что мешает девочке заводить знакомство (застенчивость, конфликтность, задиристость, неуверенность в себе и др. причины), мама предположила простое нежелание заводить эти самые новые знакомства. И была во многом права.

На первый взгляд, одаренность тут вовсе ни при чем. Однако многочисленные исследования специалистов показывают, что в подобных случаях именно она, незаметная на первый взгляд, является основным источником психологических трудностей ребенка. В данном случае наличие одаренности подтвердилось диагностическими методиками, которые выявили высокий уровень творческих способностей девочки.

Итак, попробуем подвести итоги. Ниже приведены «проблемные признаки» одаренности, которые часто встречаются у детей, наделенных особенными способностями и связанные с ними рекомендации родителям.

Что делать, если ребенок...

- Отказывается посещать детский сад/школу

- Не любит шумные игры сверстников, предпочитает посидеть рядом с воспитателем/учителем, и игнорируя детские забавы.

- Проявляет агрессию по отношению к сверстникам, называет их дураками или просто не желает общаться.

- В более старшем возрасте – не может общаться со сверстниками даже при наличии такого желания. Ребенок как будто «не набрал нужный инструментарий»

- Считает своими друзьями взрослых друзей родителей, детей, значительно старших по возрасту и тд.

- Проявляет гипертрофированный интерес к какой-то одной сфере (в которой одарен ребенок) и игнорирует все остальные сферы жизни.

- Высокомерен, горделив, самолюбив и в то же время часто проявляет неуверенность в себе и тд.

Есть несколько универсальных советов, суть которых сводится к одному – сохранить зыбкий баланс между способностью ребенка адаптироваться к не очень близкому ему обществу и возможностью сохранить свою уникальность и неповторимость. Вот некоторые из них:

Не стоит ограждать своего талантливого ребенка от «неразумной массы» остальных его сверстников и давать общаться лишь с такими же одаренными, как он. Беда малыша в том, что особенности его развития мешают ему научиться чувствовать других детей, быть по отношению к ним открытым и терпеливым. Ваша задача помочь ему справиться с этим, в первую очередь – своим же примером. Помогите ему понять, что ребята в его группе все по-своему хороши, у каждого есть свои достоинства (как и у него самого). Но ни в коем случае не сравнивайте их! Если же пребывание в детском саду пагубно сказывается на состоянии ребенка и он никак не может с этим смириться, находится в постоянно напряженном состоянии, появляются ночные кошмары и другие тревожные симптомы – в таких случаях иногда стоит сменить детский сад или отказаться от него. Однако при этом не надо ограничивать круг общения и занятий ребенка домом, и желательно обратиться за очной консультацией к психологу.

Что касается выбора школы, то здесь вам предстоит еще один непростой выбор. Если есть возможность, лучше отдать ребенка в школу, где есть возможности для максимальной реализации его способностей, такие как:

- малая наполняемость классов

- возможность индивидуального подхода к ребенку

- возможность получать знания в том объеме, в каком испытывает потребность ребенок (или возможность делать это факультативно)

- желательно присутствие в школе подготовленных к работе с одаренными детьми психологов.

Еще один очень важный момент – не стоит фиксировать свое внимание только на развитии способностей ребенка!!! Одаренный малыш уже имеет биологическую склонность к тому, чтобы отставать в развитии остальных сфер личности, особенно если не уделять этому должного внимания.

Помните, что ваш ребенок, даже если это маленький Энштейн, все равно пока РЕБЕНОК! И в силу его особенностей об этом иногда приходится напоминать ему самому. Детство – очень важный этап нашей жизни и возможность полноценно пережить все его проявления во многом определяет благополучие нашей взрослой жизни.

автор статьи: Детский медицинский центр "Здоровье человека"
Москва
источник: wwwmedmax.ru